Набор базовых функций является практически одинаковым для всех интернет-магазинов. Обычно он включает в себя:
• систему поиска товаров;
• функции оформления заказа («корзина»);
• обратную связь (специальные формы).
Это — минимум, без которого интернет-магазин просто не сможет работать. Разумеется, для того, чтобы ресурс был максимально удобным для пользователей, его функциональность необходимо расширять. Использовать при этом абсолютно все возможные функции вовсе не обязательно: лучше отобрать те возможности, которые будут полезны и интересны именно вашим пользователям.
Поиск, сравнение, обзор товаров
Здесь стоит использовать различные фильтры и сортировки: по стоимости, производителю, тем или иным характеристикам. Хорошо, если фильтры можно будет комбинировать: например, искать товар определенной марки и одновременно ограничивать вывод товаров по стоимости.
Система поиска товаров на сайте может иметь целый ряд дополнительных функций. Одними из главных, пожалуй, являются подсказки и исправление запросов: система поиска должна анализировать вводимый покупателем запрос, определяя, что именно он ищет. Например, если название марки товара введено неправильно, система должна распознать ошибку и предложить возможные варианты правильного написания.
При большом ассортименте полезными оказываются функции вывода аналогов и сопутствующих товаров. Можно анализировать историю поиска, предлагая посетителю ознакомиться со списком товаров, которые просматривали другие пользователи вместе с той продукцией, которую он ищет. Возможности поиска лучше использовать по максимуму — фактически, именно на этом этапе вы предлагаете товар клиенту, и чем более качественным, информативным, полезным будет ваше предложение, тем больше шансов, что покупатель найдет именно то, что ему нужно.
Контакт с клиентом — функции обратной связи
Довольно часто в интернет-магазинах используются только формы обратной связи, с помощью которых пользователь может задать свой вопрос. Этого недостаточно — ресурс может предлагать своим посетителям целый ряд возможностей для общения. Встроенные чат-мессенджеры, позволяющие мгновенно получить ответ на вопрос, возможность задать вопрос о конкретном товаре (встроенное окно диалога на странице каталога), инструменты, позволяющие сделать звонок прямо с сайта или заказать обратный звонок — важно сделать обращение к вам максимально удобным и простым для пользователя.
Оформление заказа — дополнительный функционал
Стандартное оформление заказа совершается всего в несколько этапов — пользователь добавляет товар в «корзину», а затем, перейдя в нее, формирует свою заявку. Эту процедуру можно сделать более комфортной. Так, можно предложить посетителю не только добавлять товары в «корзину», но и «откладывать», добавлять их для сравнения между собой. Если нужного товара в данный момент нет в наличии, может задействовать функции уведомления покупателя: когда товар появится на складе, будет отправлено соответствующее письмо.
Также важно предложить «простое» оформление для зарегистрированных пользователей — заполнение форм заказа по ранее введенным покупателем данным. Если клиент совершает покупку не первый раз, его контактные данные, адрес и другая информация могут использоваться автоматически.
Это — не полный список дополнительного функционала, который может применяться в интернет-магазине. Точный перечень функций в каждом случае должен формироваться индивидуально: важно проанализировать требования пользователей, понять, какой функционал им нужен. Это поможет сделать интернет-магазин действительно удобным для покупателей.